Версия для слабовидящих

"Запрещенным поэтам нашлось место на сцене". Статья Владимира Акишина о премьере "Контрапунктом"

РЕГИОН 64 Саратовская Областная газета, четверг 29 октября 2015 года, № 199 (3758), с.8. Фото Алексея Борисова.

Зрители будто попадают на вечеринку старых друзей.

Театр «Балаганчикъ» показал премьеру спектакля «Контрапунктом» по сочинениям саратовских

поэтов эпохи перестройки.

Неформальное литературное объединение «Контрапункт» – романтичная и довольно драматическая страница в истории саратовской литературы, «написанная» на заре перестройки поэтами Евгением Малякиным, Светланой Покровской, Сергеем Рыженковым, Игорем Преображенским и другими. Большинство из них были выпускниками или студентами филологического факультета СГУ.

Были честны перед собой.

Творческая группа, членов которой один из критиков назвал «литературными хулиганами», была создана в 1986 году и просуществовала пять лет. Молодых поэтов не публиковали, запрещали их вечера, выступления. А они стремились со своей поэзией к людям и устраивали концерты в квартирах, за городом. Всегда эти поэтические чтения носили протестный характер против косности, тоталитарных традиций в поэзии.

«Литературные хулиганы» мыслили и писали светло, чисто, правдиво – о своих переживаниях, чувствах, о стране, в которой жили.

К чести саратовцев, у «Контрапункта» было много поклонников и защитников, которые вступились за новую поэзию к неудовольствию всевозможных литературных генералов, слагавших панегирики строю, издававших свои книги тысячами нераскупавшихся тиражей. А андеграунд имел только рукописные журнальчики и редко-редко случавшиеся публикации в неподцензурных столичных журналах. Как часто бывает, внутренние творческие противоречия и, пожалуй, тяготы быта в конце концов развели участников группы. Возможно, они просто выросли. В театре меня спросили, не знаю ли я отчество Светланы Покровской? Отчество? Я познакомился со Светой, Женей Малякиным, когда им было по 17 лет... Теперь ребятам за пятьдесят и более. Судьбы их сложились по-разному. Кого-то уже нет на этой земле, другие вполне сносно устроились – журналистами, политологами. В Саратове остались единицы, большинство – в столице. Для кого-то «Контрапункт» остался самой яркой главой в книге жизни.

Зрителей позвали в соучастники

И вот спектакль, посвященный юности. Автор сценария, а также музыки и песен – Игорь Гладырев, вместе с Игорем Абрамовичем он же и режиссер. Оба были знакомы и дружны со многими поэтами, поэтому спектакль получился проникновенный. Мы как будто попадаем на вечеринку старых друзей, смеемся, вспоминаем, переживаем заново какие-то события, грустим по ушедшим годам. Есть замечательные образы, вроде струганной дощечки, которая была отличным кораблем в нашем детстве, когда весной таял снег и бурные ручьи текли по улицам и дворам. Мы пускали эти суденышки по воде и бежали за ними наперегонки. Эти кораблики-дощечки – своеобразный символ счастливого времени в любимом городе. Авторы спектакля, конечно, лишь контрапунктом пробежались по творчеству замечательного поколения поэтов. Уже это вызывает уважение не забыли! А Игорь Гладырев вновь одаривает нас своей музыкой, как всегда прекрасной. Звучат блюзы и песни, инструментальные фрагменты в той тональности, которая сопутствует всем нам, людям среднего возраста. Это почти шорохи, штрихи к биографии. 

Формат «Балаганичка», стирающий границу между сценой и залом, делает зрителей соучастниками спектакля. Например, в какой-то момент прямо из зала выходит человек и читает свои стихи – любые, по настроению. И получается к месту: ты понимаешь, что и сегодня есть тяга к поэзии, надо стихи сочинять, читать, вызывая хорошее, нужное душевное волнение, не дающее зачерстветь, уйти в мелочность повседневности.

В спектакле заняты актеры Игорь Абрамович, Игорь Гладырев, Владимир Федотов, Дарья Земскова, Елизавета Симагина. Такой замечательный театральный «Контрапункт» получился.

                                                                                                   

Владимир Акишин // РЕГИОН 64 Саратовская Областная газета, четверг 29 октября 2015 года, № 199 (3758), с.8. http://www.docme.ru/doc/1102607/-199-3758-

 

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, нужно войти