История театра

Театр «Балаганчикъ»* был организован в 1989 году группой творческих единомышленников, лидерами которой стали композитор и музыкант Игорь Гладырев и актриса и режиссер Елена Смирнова.

Театр сразу заговорил со зрителем на своем уникальном языке, соединяющем Музыку, Поэзию, Пластику, Живопись на равноправных началах в единое драматическое действо.

Заявленная творческая позиция молниеносно привлекла к сотрудничеству интереснейших авторов и исполнителей города: режиссера телевидения Михаила Свердлова, художников Романа Мерцлина и Виктора Чудина, поэтов Евгения Малякина, Светлану Покровскую, Сергея Рыженкова, Игоря Преображенского, гитаристов Леонида Байтмана, Сергея Шанина, Владимира Федотова, хореографа Валерия Нестерова, певиц Наталью Ромашко, Елену Старовойт и, конечно, артистов Ирину Короткову, Игоря Абрамовича, Юлию Степанову и других.

Поэтической основой для первых постановок «Балаганчика» послужила поэзия Александра Блока, Марины Цветаевой, Иосифа Бродского, Анны Ахматовой, Саши Черного, Федерико Гарсиа Лорки, Роберта Бернса, творчество современных саратовских поэтов
Отсутствие на первых порах постоянной сценической площадки вдохновило театр на поиски иных форм реализации творческих идей. Результатами сотворчества с художественным отделом саратовского телевидения стали телевизионные фильмы-фантазии:

1989 г. – телефильм по стихам М. Цветаевой и Ф.Г. Лорки «Я расскажу тебе про великий обман», режиссер М. Свердлов, художник Р. Мерцлин, балетмейстер В. Нестеров.

1990 г. – телефильм по стихам В. Сосноры «Я – есмь», режиссер М. Свердлов, художник В. Чудин, балетмейстер В. Нестеров (обе работы с участием артистов балета Саратовского академического театра оперы и балета).

1991 г. – телефильм по стихам Б. Пастернака «Лето в городе», режиссер М. Свердлов, художник Р. Мерцлин, гитаристы Л. Байтман, В. Федотов, А. Татьянин.
Визитной карточкой театра становится вышедший в 1993 г. спектакль по произведениям Саши Черного «Когда-нибудь в России ты вспомнишь обо мне», отмеченный Гран-при международного театрального фестиваля «Perm Fringe Festival» (1995 г.), и по опросу саратовских читателей и критиков журнала «Рампа» признанный одним из лучших спектаклей последнего десятилетия XX века. Когда спектакль был показан в стенах Дома-музея Всеволода Мейерхольда на гастролях театра в городе Пенза, он был признан культурным сообществом «истинно-мейерхольдовским».
С первых шагов своего творчества театр активно работает для детской аудитории. Не имея своего помещения, «Балаганчикъ» выезжает на площадки детских садов и школ и, как шутят артисты, «вырастил не одно поколение саратовских зрителей».

Спектакли «Жила-была Деревенька», «Кузьминки по старинке», «Святки», «Широкая Масленица», «От Рождества до Пасхи», «Семик – Троица», «Звезда Рождества» сложились в цикл «Жизнь ребенка в русском фольклоре» и по сей день пользуются колоссальным зрительским интересом.

Активное вовлечение юной аудитории в сценическое действо, оригинальная актерская подача народных традиций и обрядов дают уникальную возможность юным зрителям почувствовать себя истинно русским человеком, ощутить неповторимую красоту русской речи и мелодики.

Актерский состав 1993 г.

Спектакль «Когда-нибудь в России ты вспомнишь обо мне»
Диалог театра с юным зрителем не ограничивается фольклором. 7 «Балаганчикъ» не боится говорить с детьми языком высокой поэзии – Александра Блока, Бориса Пастернака, Саши Черного, – и всегда находит непосредственный отклик в душах юных собеседников.

Спектакли «Моя Вообразилия» по творчеству Бориса Заходера и сказкам народов Океании, «Дзинь-ля-ля» по стихам Юнны Мориц, «Сказки на всякий случай» по произведениям Евгения Клюева и Саши Черного – расширили грани общения театра с детьми от классики до эстетики модерна.
Благодаря самобытному репертуару, ориентированному, в основном, на молодежную и детскую аудитории, в 1993 году театр как самодостаточный творческий коллектив был приглашен в Саратовскую областную филармонию. В это же десятилетие «Балаганчикъ» очень востребован и активно гастролирует по стране и за рубежом в формате полной самоокупаемости. Он стал первым из саратовских театральных коллективов, который в 1997 году отправился на гастроли в США. И везде уникальный творческий почерк театра находит новых поклонников и почитателей, встречает восторженные отзывы критиков

На гастролях

Спектакль «Невидимые миру слезы»
С 2003 года «Балаганчикъ» становится муниципальным театром. Начинается стабильное финансирование проектов театра и активный поиск помещения. Весной 2006 года мечта сбывается – у театра появляется «свой дом» – это помещения в цокольном этаже в центре города на улице Кутякова 41/59. Коллектив театра с любовью и фантазией обустроил полученные помещения и сделал их неповторимыми и уютными.

Новый этап в жизни театра дает возможность громче заявлять о своем потенциале. Театр не оставляет свои поиски и в музыкальнопоэтическом жанре: «Тебе – через сто лет» по стихам, дневникам и письмам М. Цветаевой, «Гой ты, Русь, моя» по творчеству С. Есенина, «Твой Ангел» по произведениям В. Сосноры, «Маски Коломбины» по поэтическому наследию У. Шекспира, М. Цветаевой, А. Ахматовой, С. Черного, Ю. Мориц.

В новом доме театр пробует свои силы в драматических постановках: «Невидимые миру слезы» по рассказам А. Чехова, «Два рассказа» по творчеству В. Шукшина. Инновации в репертуаре отмечаются культурной общественностью города и по результатам участия этих спектаклей в Областном театральном фестивале «Золотой Арлекин» театр получает сразу три премии!
Год культуры (2014 год) для театра был периодом насыщенной работы по участию в культурной жизни города, поддержанию заданной высокой планки.

Артисты театра – активные участники общегородских мероприятий, посвященных памятным датам, традиционным праздникам. Литературно-музыкальные композиции и концертные выступления театра – достойное украшение программ, подготовленных для жителей города. Художественно-артистический состав театра любим и узнаваем саратовцами на торжествах, посвященных празднованию Дня Победы, Дня города, Дня семьи, любви и верности, на народных гуляниях, посвященных ярко отмечаемым праздникам.

Театр держит уровень ежегодного показа спектаклей – не менее 160, количество зрителей на них – не менее 7000. Выездных спектаклей – до 30, спектаклей на благотворительной основе – не менее 20. Премьерных спектаклей в год ставится от двух до четырех.

Made on
Tilda